...давнишняя мечта - сделать фотоальбом о Храме Архангела Михаила в Кутепове...

Храм  Архангела Михаила в селе Кутепове Авчининской волости Малоярославецкого уезда Калужской губернии

                       Новая страница, начало здесь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храм Архангела Михаила в Кутепове

29 мая 2005 года, 19 часов 18 минут.

Остальные фотографии на Я.Фотках

"...Да будет здание продолговато, обращено на восток..."

                                           из "Постановлений апостольских"


         Те, кому доводилось бывать в Храме Архангела Михаила, что в селе Кутепове, могли обратить внимание, что алтарная часть Храма расположена географически не строго в направлении на восток. Мы уже писали об этом в разделе «Загадки села Кутепова» нашего сайта.

          В ноябре 1998 года этот тезис подтвердил и землеустроитель Комитета по земельным  ресурсам и землеустройству Жуковского района (тогда вопросы землеотвода находились в ведении этого органа управления) Д.В.Прудников, выполнявший геодезическую съемку и обмеры нашего кутеповского земельного участка. Мы проходили с ним около Храма, и в разговоре я сообщил ему об этом. Помню, он тогда очень сильно удивился, и, достав компас тут же сделал необходимые измерения и подтвердил мою информацию. С тех пор меня  не покидала мысль: что это – ошибка проектировщиков и строителей? Или дело здесь в чем то другом?

           Но, как обычно, до разгадывания таких вопросов, что называется,  не доходили руки. И наконец, использовав появившуюся возможность, покопался в специализированной литературе,  и, пошевелив мозгами,  выяснил следующее.     

          Если измерить угол, образуемый осью Храма с географическим направлением меридиана на север, он оставляет порядка 140 градусов (пишу «порядка» по следующим причинам: во-первых, важна проверка самой гипотезы; во-вторых - чтобы абстрагироваться от наслаивающихся неточностей измерений на местности, связанных с погрешностями измерительных приборов, местным магнитным склонением и прочими геодезическими «штучками». Только магнитное склонение меняется со скоростью около 2-х градусов за  30 лет - смотреть  здесь). Я проводил измерение со «скана»  «спутникового» снимка Google, определив искомый угол  с помощью обычного транспортира.

         Согласно религиозным канонам, православный Храм воздвигается на самом высоком месте и своей алтарной частью обращен к востоку, символизирующему Рай. Выбор площадки - это важный этап строительства будущего храма, определяющий его место в ландшафтно-природной среде. Храм должен быть хорошо виден со всех сторон, находиться в мудрой гармонии с природой, и, вместе с тем, - главенствовать в своем окружении.

         Исследования, результатом которых должна быть предельная точность в определении направления продольной оси церкви, обобщены в работах П.А. Раппопорта. Из его наблюдений следует, что древние зодчие ориентировали сооружаемые ими храмы не произвольно и приблизительно на восток, а по строго определенным и не случайно выбранным точкам восточной части горизонта.

         Такими точками были те, где всходило солнце в день того церковного праздника или дня памяти того святого, которому посвящен храм (выделено  мною,  В.С.).

         (Существует также гипотеза о разбивке продольной оси в момент восхода солнца, а поперечной - в момент его зенита; семантика света лежала в основе ориентации осей и была в своей сути истинной, правильной. И эта правильность – есть по сути, внутренняя, скрытая от взора и понимания неподготовленного человека, воспринимающего однобоко и схематично понятия "симметрия", "равновесие").

        Престольные праздники кутеповского Храма  приходятся на 6/19 сентября - воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшее в Хонех, - и 8/21 ноября - Собор Архистратига Михаила; 6/19 декабря и 9/22 мая - память святителя Николая.

        Учитывая, что Храм воздвигнут в честь Архистратига Михаила, логично предположить, что для выбора дня с точкой восхода Солнца, по которой производилась бы разбивка оси, мог быть использован день одного из престольных праздников  - 21 ноября, Собор Архистратига Михаила ("главного" в отношении названия Храма).

         Теперь оставалось определить время, в которое в этот день восходит Солнце. Сегодня это совсем просто. Существует великое множество сайтов с компьютерными программами, где введя координаты объекта, день и год можно определить время восхода и заката. Координаты Храма также определили по карте Google: широта N – 54.96475 градуса, долгота Е – 36.72907 градуса.

          У  вот что у нас получилось: время восхода Солнца 21 ноября 2010 года (не зная точной  даты, и прежде всего, года  закладки Храма, мы не стали «мудрить» с годами, хотя при желании можно определить эти данные и за любой день в XIX веке, тут важен принцип, идея!) – 8 часов 16 минут.

          Ну а дальше – уже проще. Из школьного курса географии известно, что Солнце проходит за 1 час 15 градусов своего суточного пути (полный оборот – 360 градусов, делим на 24 часа, получаем 15 градусов за 1 час). В нашем случае - от геогрфической точки севера в полночь оно проходит точку географического востока в 6 часа утра.

          Таким образом задача сформулировалась так: в какой точке  будет  всходить Солнце  21 ноября? Или по-другому: какому времени восхода Солнца соответствует точка 140 градусов от  географического севера (направление оси храма)  21 ноября?

          Считаем: 140 градусов делим на 15 градусов, получаем  9 полных часов и еще 0,33 часа  (0,33 часа соответствует примерно19 минутам и 20 секунд).

           Получаем – точка восхода Солнца 21 ноября соотвествует 9 часам 19 минутам, что явно больше 6 часов. Но у нас по компьютерным расчетам получилось 8 часов 16 минут…А компьютер считал по московскому времени… Но, друзья, не забывайте, что:

        - царская Россия всегда шла своим уникальным путем. До 1917 года вся Россия жила по солнечному времени - просто потому, что возможный переход к поясной системе воспринимался царским правительством как "потрясение основ" и "попрание святой самобытности" (более того, до начала XIX века и во всем мире жили по нему!!! И наверняка были там и свои тонкости в определении времени в каждой конкретной точке Земли);

         - после Октябрьской революции 1917 года, 8 февраля 1918 г., поясное деление было введено декретом Совета Народных Комиссаров "в целях установления однообразного со всем цивилизованным миром счета времени в течение суток, обусловливающего на всем земном шаре одни и те же показания часов в минутах и секундах и значительно упрощающего регистрацию взаимоотношений народов, общественных событий и большинства явлений природы во времени";

          - Декретом правительства от 16 июня 1930 г. стрелки всех часов на территории Советского Союза были передвинуты на час вперед. Образовалось декретное время, введение которого позволило сэкономить электроэнергию. Срок действия декретного времени был установлен "впредь до отмены" - до 1981 года;

         - Постановлением Совета Министров 1 апреля 1981 г. стрелки часов перевели еще на час вперед. Таким образом, летнее время оказалось уже на два часа впереди поясного. В течение десяти лет на зимний период стрелки часов отводились на час назад по сравнению с летним временем, а летом вновь возвращались на место;

        -  в марте 1991 г. декретное время было отменено. Опережение на два часа вперед было упразднено. Мы перешли на систему отсчета летнее - зимнее время. Теперь зимой используется поясное время, а летом часы переводятся на 1 час вперед.  

           Вот этими обстоятельствами и объясняется, на мой взгляд, разница в 1 час. Суть - не только это главное. Главное – проверить, действительно ли точка восхода Солнца 21 ноября (в день "главного" престольного праздника Храма) в районе села Кутепова расположена в направлении 140 градусов (или близком к нему) от географического направления на север? Действительно ли ось Храма проходит через эту точку? Если да – то это будет расшифровкой очередной загадки, если нет – будем формулировать и разгадывать новые...           

           Конечно, хорошо бы все это проверить на практике, но… Как всегда не хватает времени, да и сложновато  оказаться в Кутепове именно утром 21 ноября... Чтобы не спеша, с чувством, с толком и расстановкой проверить все то, о чем мы здесь написали.

          И еще, как бы там ни было, может где-то в наших рассужденяих (особенно в части переводов и пересчетов «летних», «зимних», «декретных» времен!) мы могли невольно заблуждаться или ошибаться, но общая концепция, общий подход к рассмотрению вопроса, представляется верными. 

          P.S. Я уже почти закончил подготовку этого материала и даже "выложил" его на сайт, но одна мысль не давала покоя: а где все-таки погиб князь  Михаил Ярославич? И не является ли наш Храм материальным воплощением памяти о событиях далекого 1248 года? (См. раздел "Два села Кутепова" и "Загадки села Кутепова" в части топонимики и сохранения названий в памяти земли).

           Наверное, этот вопрос еще требует своего осмысления...

 

Использованные первоисточники:

1. Архитектор Г.А.Лаврецкий, статья "Свято-Борисо-Глебская Коложская церковь в Гродно: образ и традиции" на сайте http://nashabelarus.iatp.by/Statii/kolozha.htm

2. Официальный сайт Калужской Епархии: http://www.kaluga-eparhia.ru/Abbats_Churchs/church_jukkutep.htm

3. П.А.Раппопорт "Зодчество Древней Руси", "Наука", Ленинград, 1986.

4. П.А.Раппопорт "Строительное производство в Древней Руси X-XIII вв.", Санкт-Петербургская типография №1, С-Петербург, 1991.

          "И сельским храмам от души он помогал..."

           О благотворительной помощи Отца Иоанна Кронштадтского сельским храмам Калужской Епархии

         В издании Калужской Епархии Русской Православной Церкви "Православный Христианин" (№1 за 2009 год) опубликованы материалы, посвященные Отцу Иоанну Кронштадскому. В них, в частности, имеется упоминание о том, что в 1903 году им была оказана помощь Храму Архангела Михаила в селе Кутепове в размере 100 рублей на приобретение колоколов. Полностью материалы читать здесь.

 

           Справка:  розничные цены в 1903 году составляли:

          1 фунт печеного хлеба - ржаного 2 коп. ; пшеничного 2-3 коп.; 1 фунт  соли - 1 коп.; 1 фунт мяса лучшего сорта - 8—10 коп.; 1 фунт  мяса худшего - 6—8 коп.; 1 фунт сахару - 17 коп.; освещение - керосин от 3 до 4 коп. фунт.

           Что касается собственно колоколов, привдем такие данные:

         В 1903 году Бакулевкий завод, производивший колокола, выпустил продукции на 70 тыс. руб., было отлито колоколов 4670 пудов. Колокола продавались на Нижегородской ярмарке по цене 15-16 рублей за пуд.

Архитектура Храма Архангела Михаила

           В нашей первой статье, посвященной Храму Архангела Михаила в селе Кутепове (читать здесь), мы вкратце коснулись вопроса, связанного с его архитектурой, упомянув, что построен он в стиле позднего классицизма.

           Сегодня мы хотим более подробно рассмотреть особенности этого стиля, отраженные в архитектуре храма. Чтобы понять логику объемно-пространственной композиции здания того времени, совершим небольшой экскурс в  историю архитектуры.

           В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля -  барокко, достигшее своего апогея в творчестве величайшего представителя этого направления – зодчего Ф.Б.Растрелли, уступает место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране.

           Классицизм (от латинского - образцовый) – художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского возрождения. Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества, как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. (Под архитектурным ордером понимается система конструктивных, композиционных и декоративных приемов, выражающая внутреннюю логику конструкции здания.) Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки. Его художественная система, основанная на наследии античности и Ренессанса, отличается рационалистической упорядоченностью, монументальной простотой и ясной гармонией. Русский классицизм, складывавшийся под воздействием западноевропейской архитектуры, стал со временем значительнейшим явлением национальной культуры. Определяющие качества раннего классицизма периода 1760-1770 годов - четкость объемной композиции, строгий ритм ордерных элементов, уплощенность фасадов, сдержанность убранства. Постепенно ранний классицизм обретает наиболее законченные формы.

          1780-1800 годы - время зрелого, строгого классицизма. В его становлении важную роль сыграло обращение к творческому наследию великого зодчего итальянского Возрождения А.Палладио, художественные принципы которого получили всеобщее признание. Эталоном русской строгой классики стали торжественная грандиозность интерьеров в сочетании с мягким лиризмом изящного внешнего облика зданий. По такому принципу впоследствии строились многие усадебные дома.  Сооружения эпохи зрелого классицизма  проникнуты спокойным величием, несколько холодной монументальностью, лаконичным объемом, где обнаженной глади стен контрастно противопоставляется вынесенный вперед колонный портик с фронтоном. Этот прием стал главным выразительным средством строгого стиля.

            Архитектурный стиль 1800-1830 годов носит название высокого, или позднего,  классицизма. Иногда он определяется также термином "ампир". Этот стиль прославлял государственное могущество России, выражал патриотические чувства граждан. На первый план вышло строительство крупных общественных зданий. Усилилась тяга к торжественной парадности, подчеркнутой монументальности архитектурных решений. Победа в Отечественной войне 1812 г. содействовала подъему национального самосознания, росту международного престижа России. Торжественным пафосом овеяны ансамбли и монументы 1810-1820-х гг. Ярким отражением патриотических настроений явились триумфальные сооружения.

             Все эти особенности не могли не сказаться и на архитектуре кутеповского Храма, который, как мы уже отмечали ранее,  был заложен после  событий 1812 года в честь Архистратига Михаила.        

            Действительно, если посмотреть на здание храма вдоль его оси, увидим строгое соблюдение принципа симметрии, фасады храма исполнены в зеркальном отражении одного от другого. На фасадах с обеих сторон выделяются также симметричным образом портики – встроенный большой и вынесенный малый,  как один из ведущих элементов архитектуры античности, сформированной  в Древней Греции. Каких-то иных объемных элементов или декора фасада не предусмотрено, внешние поверхности стен максимально уплощены, все строго и лаконично. Из декоративного оформления внешней стороны оконных проемов – только нижние, слегка выступающие карнизы.  Оштукатуренная кирпичная внешняя поверхность стен – также является типичной чертой провинициального культового здания эпохи позднего классицизма (поверхность стен оштукатурена в период реставрации храма в середине первого десятилетия 21 века; в оригинале - стены были только побелены прямо по кирпиной кладке).

       Купол храма, выполнен по бесстолповой схеме, расположен  на невысоком барабане  над центральной (средней) частью здания храма.

        Колокольня храма – двухярусная, купол звонницы  расположен на барабане, установленном на четверике основания. (В неявном виде просматриваются три яруса, два из которых составляют собственно четверик, разделенный по горизонтали карнизом в пропорции приблизительно, один к двум).

         Здание храма скромно и торжественно одновременно, и в этом суть архитектурных приемов, положенных в основу классицизма.

В.С.

По материалам сайта «Архитектурные стили» http://architecture-styles.com/node/19

 

       Размышления по поводу...       

       В ходе наших поисков и изысканий по Храму Архангела Михаила, не давала покоя одна мысль: кто проектировал и строил храм? Учитывая, что мы лишены возможности  работать с оригиналами исторических документов (да и строго говоря, не представляем  где и в каких документах могут содержаться подобного рода сведения, и в самом лучшем случае можем найти только фотокопии отдельных из них),  снова пришлось идти по пути выстраивания логических заключений и предположений.

         Согласно существовавшему в начале XIX века порядку, губернский архитектор должен был проверить генеральный план и место для строительства, присутствовать при разбивке здания на месте и при приёмке готовой постройки. Закладка кутеповского  храма осуществлялась в период 1812-1826 гг (т.е. не ранее 1812 года – храм, как мы уже писали, посвящен победе русского оружия в Отечественной войне; освящение храма – 1826 год). Указанный период времени практически «вписывается» в сроки пребывания на посту губернского архитектора Ивана Денисовича Ясныгина (1745-1824).  

          По представлению наместника М.Н.Кречетникова 30 декабря 1784 года И.Д.Ясныгин был определён в штат калужского губернского архитектора. С начала нового 1785 года он приступил к исполнению архитекторских обязанностей, а должность калужского архитектора  занял в 1796 году.

          Эта напряжённая творческая деятельность продлится долгие 38 лет - до 1822 года.

          Как  калужский губернский архитектор, И.Д.Ясныгин осуществлял  проектирование и  руководство строительством зданий соборов в городах Тарусе (1799 г.), Медыни и Жиздре (1806 г.), а также Никольского собора в Мосальске (1818 г.), Никольского Черноострожского монастыря в Малоярославце. Трудился архитектор И.Д. Ясныгин до 1822 года. В 1824 году, на 79 году жизни, он скончался и был похоронен в Калуге в некрополе Лаврентьевского монастыря. Материалы по биографии зодчего были собраны архитектором М.В.Дьяконовым, но не изданы. Существует мало сведений из биографии И.Д. Ясныгина, неизвестен его портрет.

         На плечи Ясныгина была возложена большая нагрузка: за время его деятельности было заложено и построено вновь 141 только каменное культовое здание в Калужской губернии. В Боровском уезде было построено заново 19 зданий, в Жиздринском - 12, в Калужском - 16, в Козельском - 11, в Лихвинском - одно, в Малоярославецком - шесть, в Мещовском - 29, в Медынском - 13, в Мосальском - 23, в Перемышльском - четыре и в Тарусском - семь культовых построек (в их число входят здания, возводимые в уезде и в уездном городе).

          И.Д.Ясныгин был в то время единственным квалифицированным архитектором. Губернатор Калуги А.Л. Львов в записке "О чиновниках Калужской губернии, в продолжение 1809 года трудами своими и усердием к службе отличившихся" пишет о нем, что "при множестве казённых строениях, в здешней губернии производившихся" тот работал, "не имея при себе даже помощника".

          Война 1812-1815 годов оставила на калужской земле тяжелые следы. Были сожжены деревни и города, в пепле лежали Малоярославец, Боровск, Тарутино. На протяжении 1812 и вплоть до 1817 года И.Д. Ясныгин занимается подсчётами убытков, составляет сметы на ремонт и перестройки, выполняет архитектурные проекты восстановления казённых и культовых зданий с учётом включения сохранившихся частей сооружений. Причём зачастую такую работу архитектор выполняет ещё по горячим следам пожарищ и разрушений. Ясныгин участвовал в восстановлении Черноостровского монастыря в Малоярославце, восстанавливал постройки Пафнутьева Боровского монастыря и гражданские дома в городе Боровске, участвовал в сооружении памятников в честь Отечественной войны 1812 года на калужской земле.

          Учитывая все вышеизложенное, можно предположить, что и кутеповский храм Архангела Михаила мог быть построен под руководством И.Д.Ясныгина. Косвенным подтверждением  такого предположения может служить следующий факт.

         Как уже отмечено выше, в период деятельности на посту губернского архитектора И.Д.Ясныгин осуществилял руководство постройкой 6 каменных культовых зданий в Малоярославецком уезде Калужской губернии. Анализ времени постройки храмов Малоярославецкого уезда дает основание полагать, что это были следующие храмы:

            1. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Недельное – 1804 год.

             2. Церковь Николая Чудотворца в селе Башмаковка – 1812 год.

            3. Церковь всех святых в Николаевском Черноостровском монастыре г.Малоярославца – 1814 год.

             4. Церковь Корсунской Иконы Божией Матери в Николаевском Черноостровском монастыре г.Малоярославца – 1814 год.

          Для чистоты эсперимента можно отметить также 2 храма – Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Дольском (между 1723 и 1824 гг.) и церковь Николая Чудотворца в селе Никольском (между 1701 и 1847 гг.). Но, учитывая чрезмерно большой разброс в датах постройки этих двух храмов, (в том числе, выходящий за пределы жизненного пути архитектора), логично предположить, что именно первые 4 храма корреспондируются с деятельностью И.Д.Ясныгина.

          Вместе с тем известно, что в период до 1924 года село Кутепово входило в состав Малоярославецкого уезда, и, следовательно, в архитектурном плане И.Д.Ясныгин мог, как бы мы сказали сейчас, «курировать» и эту постройку.

          Общеизвестный факт – главным творением И.Д.Ясныгина в области православной архитектуры является Кафедральный собор Троицы Живоначальной (Троицкий собор) в губернском городе Калуге, заложенный еще его предшественником - архитектором П.Р.Никитиным.

          Черты этого шедевра православной архитектуры явно просматриваются и в культовых постройках уездного масштаба: церквях Корсунской Божией Матери в Малоярославце,  Покрова Пресвятой Богородицы в селе Недельном,  Преображения Господня на взгорье в г. Боровске (1804), Дмитрия Солунского в селе Рябушки (1804) и других уездных сельских храмах, построенных в период деятельности И.Д.Ясныгина на посту калужского губернского архитектора.

          Не является исключением и кутеповский храм Архангела Михаила.

          Это алтарные части в виде полубарабана с однокупольным сводом, и ротонды (различной высоты и светности) над средней частью храмов, и венчающие их купола, и портики различных ордеров, и схожее (за исключением отдельных храмов)  архитектурное решение колоколен – пристроенные, с варьированным количеством четвериков, завершаемых барабаном звонниц, и сферическим куполом с подчеркнуто вытянутым шпилем.

          На фоне подобных строений кутеповский храм выглядит скромнее других. Вместе с тем, подчеркнутая его скромность говорит о гениальности архитектурно-планировочных решений храма – минимальный набор выразительных средств создает удивительное по своей красоте и функциональности здание, в полной мере отвечающее своему предназначению.

 В статье использованы материалы книги А.С.Днепровского-Орбелиани А.С. «Зодчество Калужского края с древности до наших дней», Калуга, 2005.     

Посмотреть все упомянуте храмы можно здесь.

(Главня страница - География - Область -Район - Населенный пункт)

© Сайт «Сельцо КутЪповское»  2009-2010

Создать бесплатный сайт с uCoz